Россия: великое замедление

|

Эта страница на:

Благосостояние и перспективы экономического роста России по-прежнему зависят от ее важнейших экономических партнеров в зоне евро и основных экспортных товаров – нефти и газа. В последнее десятилетие российская экономика росла приблизительно на 6% в год (если исключить из расчета кризисный 2009 год – на 4,7% с учетом этого года).  Такие высокие темпы роста были обусловлены высокими ценами на сырьевые товары, однако эта динамика передалась также и сектору услуг. Население стало больше потреблять, уровень жизни вырос. В 2012 году, когда рост был на уровне 3,4%, экономика все еще казалась крепкой, особенно по сравнению с Европой, США и Японией, но также и по сравнению с такими развивающимися экономиками как Бразилия и Турция. Безработица снизилась до рекордно низких показателей, росла реальная заработная плата – в последние годы численность бедного населения резко сократилась.

Ранее, в условиях увеличения нефтяных доходов, в России действовала проциклическая модель роста, основанная на стимулировании внутреннего спроса, отчасти за счет государственных инвестиционных проектов и отчасти за счет повышения оплаты труда в бюджетном секторе, а также других государственных источников доходов, таких как пенсии.
В случае падения цен на нефть и газ в ближайшем будущем, потребуется  срочное изменение модели роста в России.
 


В настоящее время рост российской экономики сильно тормозят как внешние, так и внутренние факторы, способные поставить под угрозу и среднесрочные перспективы роста. В первой половине 2013 года рост замедлился до 1,4% по сравнению с 4,5% в соответствующем периоде 2012 года. Одной из причин замедления стал вялый внешний спрос. На фоне сокращения экспорта и снижения сырьевых цен профицит торгового баланса в первом полугодии сократился до 91,6 миллиардов долларов США (9,1% ВВП) по сравнению со 108,3 миллиардов долларов США (11,5% ВВП) в первой половине 2012 года. В течение почти всего первого полугодия 2013 года цены не нефть колебались возле отметки 100 долларов за баррель. 
 
Снижение цен на нефть в первом полугодии незамедлительно вылилось в сокращение нефтяных доходов федерального бюджета (с 11,2% ВВП до 9,8% ВВП). Правительство отреагировало на эту ситуацию, ужесточив контроль за бюджетными расходами в первые семь месяцев 2013 года. В январе-июле 2013 года расходы федерального бюджета сократились до 19,1% ВВП с 20,9% ВВП в том же периоде 2012 года.

В последнем «Докладе об экономике России» Всемирного банка (Russia Economic Report) прогнозируется восстановление роста в 2014 году приблизительно до 3% при условии цен на нефть около 105 долларов США за баррель. Вместе с тем, учитывая определившуюся ситуацию с бюджетом в США и перспективу сворачивания мер стимулирования, вряд ли можно рассчитывать на устойчивое восстановление, что способно отрицательно сказаться на международной торговле и динамике мирового экономического роста. В этой ситуации вполне вероятно снижение товарно-сырьевых цен. Как это повлияет на перспективы роста российской экономики?  Чтобы показать риски ухудшения нашего собственного прогноза, мы разработали альтернативный сценарий, в котором заложено снижение цен на нефть до 80 долларов США за баррель. При таком сценарии курс рубля снизится примерно на 20%, профицит счета текущих операций сократится в номинальном выражении, а чистый отток капитала удвоится до -4,4% ВВП. Спад в экономике составит 2%, а бюджет будет дефицитным.

При этом оснований для беспокойства относительно состояния российской экономики и среднесрочных перспектив ее роста, по-видимому, еще больше. Помимо сохраняющейся высокой степени уязвимости России по отношению к мировым ценам на нефть и рисков, связанных с колебаниями внешнего спроса, мы полагаем, что серьезную роль будут играть факторы, ограничивающие рост внутреннего спроса. Тормозить рост будет тот факт, что экономика работает практически на пределе своего потенциала. В последнее время наблюдаются очень высокие показатели использования мощностей – свыше 80%, то есть почти на докризисном уровне, когда экономика росла на 8% в год, – а также рекордно низкий уровень безработицы. Кроме того, в первом полугодии 2013 года рост в секторе неторгуемых товаров и услуг резко замедлился. Наблюдается также низкая активность в обрабатывающей промышленности, на которой отрицательно сказалась неустойчивая динамика роста в прошлом, а также недостаточное развитие конкуренции. Если не внедрять более решительно модель роста, учитывающую среди прочего ограничения со стороны предложения, вряд ли можно будет обеспечить желаемые темпы роста на уровне 6-7%.
При помощи этого блога я надеюсь инициировать дискуссию о недостатках прежней модели роста в России и о возможных путях ее совершенствования. С нетерпением жду ваших комментариев и откликов.

Авторы

Биржит Ханзль

Ведущий экономист Всемирного банка по Российской Федерации